• 6 сентября 2011, вторник
  • Онлайн

Лекция «Проблемы психологии управления» В.Малявина

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Открытый университет Сколково (ОтУС)
4616 дней назад
6 сентября 2011 c 19:00 до 21:00

ОтУС представляет лекции и семинары Владимира Малявина

Цель лекции – ознакомить слушателей с альтернативной для современных западных курсов менеджмента, но в своем роде очень целостной и последовательной концепцией психологических оснований и методик управления, которая разработана автором в ходе длительного изучения восточных традиций корпоративной стратегии и управления. Знакомство с этой концепции тем более важно, что многие ее аспекты пропагандируются сегодня в странах Восточной Азии – Японии, Корее, Сингапуре, Малайзии, но особенно Китае – в качестве самостоятельной «восточной» теории управления и действенной альтернативы западным теориям менеджмента. При этом предлагаемая автором концепция не является простым слепком с восточных традиций управления, но учитывает современную действительность и состояние научного знания.

Систематический характер указанной концепции заключается в тесной преемственности ее различных измерений и уровней, а именно: феноменологии жизненного опыта, культурной практики и общественной организации.

На уровне индивидуального существования и познания данный подход основывается на простейших, наиболее элементарных данных опыта, соответствующих чистому восприятию или, можно сказать, чистой восприимчивости. Этот первичный опыт, в котором еще отсутствует разделение между сознанием и бытием, духом и материей, может быть определен как чистая сообщительность, и именно он является онтологическим и антропологическим основанием корпоративности (понимаемым одновременно как «социальное тело» и вселенская единотелесность). Указанный подход позволяет по-новому поставить вопрос о личной и корпоративной идентичности как пространстве само-различия, даже самоотсутствия, которое в действительности открывает возможности для посредования между различными образами идентичности. Отказ от фиксированной идентичности создает саму возможность корпоративного бытия и корпоративной стратегии, которая есть метка или условие собственной неподражаемой уникальности.

В этой связи можно говорить о поле символической коммуникации, очерчивающем пространство корпоративного единения, но одновременно корпоративной стратегии и инновационной деятельности. В лекции будут рассмотрены некоторые вариации данной темы в современных теориях управления в Японии и Китае.

В категориях культуры корпоративное единство воплощается в данности (точнее, заданности) этоса корпорации (в свою очередь формируемого личностью руководителя) индивидуальному самосознанию. На практике оно предстает как взаимодействие, посредование между различными гранями личности и ее глубинной бытийной идентичностью. Неотчуждаемый и неподражаемый этос корпорации не есть предметная и объективная данность. Он проявляется в единичных событиях и соответствует внутренней неразрывной связи между отдельными гранями корпоративной жизни. Он же предопределяет уникальное «лицо» корпорации, ее легко узнаваемый бренд, который в настоящее время стал основным фактором капитализации корпоративного начала.

Наконец, в категориях социума отмеченная связка дорефлективной идентичности и этоса (бренда) созидает особый вид общественности, существующий «по ту сторону» формального общества и в этом смысле высвобождающий личностный потенциал членов корпорации. Последняя в известном смысле уподобляется школе духовной практики, где личность учителя-основоположника школы выступает знаком действительной, сокровенной или, точнее, фантомной по своей природе  и притом истинно корпоративной идентичности. Описываемая корпоративность имеет много общего с ритуальной практикой.

Именно под сенью освобождающего присутствия учителя становится возможным разнообразие индивидуальных характеров и совместное цветение индивидуальных талантов. Такая корпорация-школа есть подлинный инкубатор творчества и инноваций. Надо отметить, что идея корпорации-школы хорошо согласуется с постмодернистской концепцией «разобранного», «бездействующего» общества (см. работы Ж. Батайя, М. Бланшо, Ж.-Л. Нанси).

Описанные в таких терминах основы корпоративного бытия имеют во многом парадоксальный характер. Корпоративное единство здесь постулируется в саморазличающейся природе пространственно-временного континуума, это единство удостоверяется по ту сторону всех формальных общностей и притом утверждает иерархическое устроение корпорации. Однако такое положение вещей оправдывает авторитет и ведущую роль руководителя корпорации или предпринимателя, который должен быть непрозрачен для его подчиненных (исток этой непрозрачности, как уже говорилось, имеет глубинные корни в самоскрывающейся природе личной идентичности).

Основные принципы вышеуказанного типа корпоративности отчетливо обозначены в китайской теории управления, которая предполагает непрозрачность управляющих для управляемых при наличии спонтанной сплоченности между ними. Тем самым исключаются непродуктивные конфликты внутри корпорации. Условием единства корпорации выступает так называемая «сокровенная добродетель», связывающая людей помимо их сознательных желаний и мнений. Идеальный руководитель в китайской традиции устанавливает прочный порядок и сплоченность корпорации именно благодаря тому, что пребывает в «недостижимом уединении».

Корпоративное бытие имеет три основных измерения: этос, стратегия и способность к переменам. Все они воплощают качество отличия, уникальности, формирующее неповторимое лицо корпорации. Эта корпорация устремлена в будущее и в этом смысле всегда «имеет будущее», поскольку открыта первозданному динамизму самой жизни. Способность изменяться, «следовать переменам» или даже, точнее, на-следовать предвечному Событию есть подлинная основа и форма существования такой корпорации.

Рассмотрение психологических параметров управления при данном подходе должно учитывать несколько константных величин, составляющих сущностные свойства реальности. Таковы, в частности, понятия События или Превращения, постулирующие символическую дистанцию неидентифицируемой идентичности или, другими словами, метапространство прото-корпоративности; понятие тела, развертывающегося в самых разных измерениях – физическом, этическом, духовном, метафизическом; понятия Сердца или Воли, указывающие на виртуальную природу корпоративной идентичности. При этом сами понятия тела, души (сердца-воли) и духа составляют базовое единство духовного модуса корпоративности, которая должна иметь, помимо прочего, явственное виртуальное измерение.

Рекомендуемая литература

1.       В.В. Малявин. Антропологическая перспектива в менеджменте.

2.        «Сунь-цзы». Перевод и вступительная статья В.В. Малявина.

3.       Ф. Жюльен. Трактат об эффективности.

4.       Ф. Серс. Тоталитаризм и авангард.

5.       В.В. Малявин. Уроки «Матрицы». –  В книге: Средоточия.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше