• 2 сентября 2011, пятница
  • , Политехнический музей, Новая площадь ¾, подъезд 9, Малая аудитория.

Лекция «Техника и цивилизация» В.Малявина

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Открытый университет Сколково (ОтУС)
3347 дней назад
2 сентября 2011 c 19:00 до 21:00
Политехнический музей, Новая площадь ¾, подъезд 9, Малая аудитория.

ОтУС представляет лекции и семинары Владимира Малявина

Цель данной лекции – ознакомить студентов с принятыми в современной науке основными концепциями технологии, представлениями об исторической роли и значении техники культурной практике. Основное внимание будет уделено сопоставлению реально существующих в цивилизациях Запада и Востока представлениях о природе и назначении технической деятельности, а также влияния этих представлений на современные теории техники и инновационных практик.

Указанная постановка проблемы техники в человеческой цивилизации не только даст возможность слушателям познакомиться с основными подходами к технической деятельности в истории человечества, но и привьет им интерес и вкус к сопоставлению различных технических традиций и тем самым будет способствовать развитию творческого отношения к техническим решениям и, соответственно, даст импульс к развитию инновационной деятельности. Поэтому специальные занятия, посвященные теории техники в человеческой истории представляются крайне важными и целесообразными.

Лекция будет иметь по необходимости обзорный характер, ее исходным пунктом будут наиболее общие положения, касающиеся природы техники, после чего эти положения будут последовательно конкретизироваться и уточняться, при этом особенное внимание будет уделено раскрытию изначально присущих им диалектических противоречий.

Определенное место в начальной части лекции будет отведено семантике понятия техники в различных культурах и прежде всего сопоставлению греческого понятия «техне» с соответствующими терминами в восточных традициях, главным образом, китайской и индийской. Будет поставлен вопрос о преодолении технической деятельности изнутри и ее связи с духовной практикой и гуманитарным измерением культуры (см. оппозицию искусности, ноу-хау и духовной силы или Дао в китайской традиции). Будет показано, что эта связи отличается особого рода амбивалентностью, что делает возможным, помимо прочего, духовное творчество и последовательное развитие человечества в истории. Краткая формула этого пути совершенствования: техника дает власть, но духовное могущество отменяет технику.

Семантический анализ терминов, относящихся к технике (в русском языке: техника, искусство, искусность, мастерство, навыки, виртуозность и проч.) позволяет поставить вопрос об экзистенциальном и собственно антропологическом значении технической деятельности. Особое внимание будет уделено двум граням этой проблематики:

1.       Тезису Бергсона о взаимной зависимости, сопряженности «механики» и «мистики» (к этому подходу примыкают известные концепции ноосферы Вернадского и творческой эволюции Тейяра де Шардена). Данный взгляд очерчивает самые общие рамки рассуждений о технике и притом приобретает особенную актуальность в эпоху господства информационных технологий, отменяющих оппозиции субъекта и объекта, духа и материи. Попутно будет показано, каким образом историческое движение от модерна к постмодерну повлияло на значимость и формы технической деятельности в культуре.

2.       Концепции техники у Хайдеггера как воплощению глубинной неопределенности человеческого существования и способа доверительного пред-оставления себя миру (Gelassenheit). Подобный сущностно антропологический взгляд на природу техники (противостоящий распространенным оценкам техники как фактора «дегуманизации» человеческого бытия) может быть сопоставлен с восточными концепциями техники как формы утверждения именно целостности человеческой природы (ср. тезис Лао-цзы: «великий резчик ничего не разрезает»). Этот взгляд предстает интересной альтернативой современным западным представлениям о технике как начале риска в человеческом существовании (см. работы У. Бека) и в последнее время становится популярным и в западной литературе (пример: концепция «сфокусированной практики», focal practice А. Бергмана). Подобное осмысление технической деятельности также представляется весьма актуальным к эпоху информационной цивилизации.

Теоретические положения, касающиеся технической деятельности, будут конкретизированы и проиллюстрированы конкретными примерами на материале эстетической теории европейского авангарда первой четверти ХХ в., в первую очередь супрематизма и конструктивизма, а также теории монтажа в России и аналогичных течений в западноевропейском искусстве. Анализ взглядов теоретиков авангарда на сущность и роль техники в человеческой жизни позволяет вскрыть ряд важных закономерностей в западной теории техники. Судьба авангарда служит также поучительным примером как исторического потенциала, так и исторической ограниченности западной концепции технологии в целом.

Отдельный сюжет составит анализ исторических сдвигов в самой природе технических средств человека: использование естественных форм существования энергии, использование силы взрыва (от двигателя внутреннего сгорания до атомного реактора) и использование собственно перепада давления или напряжения (кибернетика, информационные технологии). Эти перемены и в особенности появление высоких технологий, оказали глубокое влияние на природу общества и политики.

Заключительная часть лекции будет посвящена проблеме определения техники в контексте ее историко-культурных форм и особенно оппозиции Запада и Востока. Будет рассмотрен вопрос о соотношении техники и духовной практики и в этой связи – проблема человеческой природы вообще. Подобный анализ, несомненно, потребует радикального пересмотра понятия техники.

Рекомендуемая литература.

1.       Мартин Хайдеггер. Вопрос о технике.

2.       Хана Арендт. Условия человеческого существования.

3.       Анри Бергсон. Два источника морали и религии. Глава 4.

4.       К. Малевич. Бог не скинут.

5.       А.С. Хан-Магомедов. Конструктивизм.

6.       В. Подорога. Мимесис. Т. 2. Homo ex machinа. С. 241-265.

7.       В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической  воспроизводимости.

8.       J.Ellule. Technological System. 1967

9.       R.L.Rutsky. High Techne. 1999.

10.   A.Borgmann. Focal Prаctices. 1984

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше