Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
ОтУС представляет лекции и семинары Владимира Малявина
Цель данной лекции – ознакомить студентов с принятыми в современной науке основными концепциями технологии, представлениями об исторической роли и значении техники культурной практике. Основное внимание будет уделено сопоставлению реально существующих в цивилизациях Запада и Востока представлениях о природе и назначении технической деятельности, а также влияния этих представлений на современные теории техники и инновационных практик.
Указанная постановка проблемы техники в человеческой цивилизации не только даст возможность слушателям познакомиться с основными подходами к технической деятельности в истории человечества, но и привьет им интерес и вкус к сопоставлению различных технических традиций и тем самым будет способствовать развитию творческого отношения к техническим решениям и, соответственно, даст импульс к развитию инновационной деятельности. Поэтому специальные занятия, посвященные теории техники в человеческой истории представляются крайне важными и целесообразными.
Лекция будет иметь по необходимости обзорный характер, ее исходным пунктом будут наиболее общие положения, касающиеся природы техники, после чего эти положения будут последовательно конкретизироваться и уточняться, при этом особенное внимание будет уделено раскрытию изначально присущих им диалектических противоречий.
Определенное место в начальной части лекции будет отведено семантике понятия техники в различных культурах и прежде всего сопоставлению греческого понятия «техне» с соответствующими терминами в восточных традициях, главным образом, китайской и индийской. Будет поставлен вопрос о преодолении технической деятельности изнутри и ее связи с духовной практикой и гуманитарным измерением культуры (см. оппозицию искусности, ноу-хау и духовной силы или Дао в китайской традиции). Будет показано, что эта связи отличается особого рода амбивалентностью, что делает возможным, помимо прочего, духовное творчество и последовательное развитие человечества в истории. Краткая формула этого пути совершенствования: техника дает власть, но духовное могущество отменяет технику.
Семантический анализ терминов, относящихся к технике (в русском языке: техника, искусство, искусность, мастерство, навыки, виртуозность и проч.) позволяет поставить вопрос об экзистенциальном и собственно антропологическом значении технической деятельности. Особое внимание будет уделено двум граням этой проблематики:
1. Тезису Бергсона о взаимной зависимости, сопряженности «механики» и «мистики» (к этому подходу примыкают известные концепции ноосферы Вернадского и творческой эволюции Тейяра де Шардена). Данный взгляд очерчивает самые общие рамки рассуждений о технике и притом приобретает особенную актуальность в эпоху господства информационных технологий, отменяющих оппозиции субъекта и объекта, духа и материи. Попутно будет показано, каким образом историческое движение от модерна к постмодерну повлияло на значимость и формы технической деятельности в культуре.
2. Концепции техники у Хайдеггера как воплощению глубинной неопределенности человеческого существования и способа доверительного пред-оставления себя миру (Gelassenheit). Подобный сущностно антропологический взгляд на природу техники (противостоящий распространенным оценкам техники как фактора «дегуманизации» человеческого бытия) может быть сопоставлен с восточными концепциями техники как формы утверждения именно целостности человеческой природы (ср. тезис Лао-цзы: «великий резчик ничего не разрезает»). Этот взгляд предстает интересной альтернативой современным западным представлениям о технике как начале риска в человеческом существовании (см. работы У. Бека) и в последнее время становится популярным и в западной литературе (пример: концепция «сфокусированной практики», focal practice А. Бергмана). Подобное осмысление технической деятельности также представляется весьма актуальным к эпоху информационной цивилизации.
Теоретические положения, касающиеся технической деятельности, будут конкретизированы и проиллюстрированы конкретными примерами на материале эстетической теории европейского авангарда первой четверти ХХ в., в первую очередь супрематизма и конструктивизма, а также теории монтажа в России и аналогичных течений в западноевропейском искусстве. Анализ взглядов теоретиков авангарда на сущность и роль техники в человеческой жизни позволяет вскрыть ряд важных закономерностей в западной теории техники. Судьба авангарда служит также поучительным примером как исторического потенциала, так и исторической ограниченности западной концепции технологии в целом.
Отдельный сюжет составит анализ исторических сдвигов в самой природе технических средств человека: использование естественных форм существования энергии, использование силы взрыва (от двигателя внутреннего сгорания до атомного реактора) и использование собственно перепада давления или напряжения (кибернетика, информационные технологии). Эти перемены и в особенности появление высоких технологий, оказали глубокое влияние на природу общества и политики.
Заключительная часть лекции будет посвящена проблеме определения техники в контексте ее историко-культурных форм и особенно оппозиции Запада и Востока. Будет рассмотрен вопрос о соотношении техники и духовной практики и в этой связи – проблема человеческой природы вообще. Подобный анализ, несомненно, потребует радикального пересмотра понятия техники.
Рекомендуемая литература.
1. Мартин Хайдеггер. Вопрос о технике.
2. Хана Арендт. Условия человеческого существования.
3. Анри Бергсон. Два источника морали и религии. Глава 4.
4. К. Малевич. Бог не скинут.
5. А.С. Хан-Магомедов. Конструктивизм.
6. В. Подорога. Мимесис. Т. 2. Homo ex machinа. С. 241-265.
7. В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
8. J.Ellule. Technological System. 1967
9. R.L.Rutsky. High Techne. 1999.
10. A.Borgmann. Focal Prаctices. 1984